Державна установа "Запорізький обласний лабораторний центр
Міністерства охорони здоров'я України"

Приймальня /061/ 283-17-00, e-mail: zpoblses@ukr.net. «Гаряча лінія»: 707-62-27.
«Гаряча лінія - Анти грип»: /061/ 283-17-07; 283-17-29

Вхід для користувачів

Швидкі посилання


Урядова «гаряча лінія» 0-800-507-309

ZOKC

 

Особенность проблемы осанки у современных детей (29/12/2014)

Медицинской наукой патология опорно-двигательного аппарата (ОДА) детей по своим причинам на современном этапе определяется как мультифакторная патология, в основе которой могут быть: врожденные аномалии ОДА, последствия перенесенных в раннем возрасте нейроинфекций, рахита и посттравматические состояния ОДА. В настоящий период именно посттравматические состояния в виде незначительных, не регистрируемых травм позвоночника определяют статистический рост нарушений осанки, сколиозов и кифозов. Увеличение травматизации позвоночника у современного ребенка происходит из-за суммирования возрастных особенностей формирования детского позвоночника и системной слабости структур ПДС (подвижно двигательных сегментов) позвоночника. Системная слабость как результат нехватки в питании структурных компонентов костного и хрящевого синтезов, негативного влияния пищевых консервантов группы «Е», «детренированности» защитного мышечного корсета позвоночника.

Группа: Е 338-341, Е 450 - это консерванты, которые увеличивают срок хранения пищевых продуктов, но являясь фосфатными соединениями, активно выводят кальций с организма человека. При общем дефиците кальция в питании дополнительная потеря минерала значительно ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата как главного депо кальция, делает кости мягкими. Учитывая, что в большей части современных продуктов: колбасных и кисломолочных изделиях, пресервах, газированных напитках, «снэковой группе» (чипсах, сухариках и т.д.) используется химическое консервирование группой «Е», суммарное количество этого вещества в суточном рационе человека, а тем более ребенка, превышает все допустимые уровни.

Немаловажным фактором ослабления ОДА является «детренированность» защитного мышечного корсета позвоночника детей, так как за последние десятилетия значительно изменились стереотипы двигательной активности населения. Наша современная жизнь, наш быт не имеет тренирующих нагрузок на мышечный корсет позвоночника. Как дополнительный негативный фактор необходимо отметить увеличившуюся значимость травмирующей статико-динамической нагрузки на детский позвоночник. Это следствие затяжных реакций нервной, сосудистой и костно-мышечной систем на длительное нахождение ребенка в сидячей позе (феномен нетравматической компрессии пояснично-крестцового отдела позвоночника.) Современный ребёнок проводит сидя по 10-12 часов в сутки, что приводит к преимущественной смене гравитационных нагрузок из вертикальных (стояние, ходьба, бег) на угловые (сидя). Это негативно влияет на формирования опорно-двигательного аппарата, работу центральной нервной системы, динамику жидких сред организма и в совокупности с ненасыщенностью структурными компонентами костей и подвижно-двигательных сегментов позвоночника (ПДС) увеличивает риск травматизации структур позвоночника при относительно небольших нагрузках с последующим развитием нарушения осанки. При занятиях спортом, особенно игровыми видами многими тренерами не организуется целенаправленное укрепление мышц спины, устранение в конце тренировки негативных нагрузок на позвоночник и суставы.

Позвоночник и в целом ОДА сочетает в себе две противоположные функции: обеспечивает стабильность нашего тела, защиту внутренних органов и дает возможность телу двигаться. Наибольший объем движения приходится на шейный отдел позвоночника, поэтому и многие зрительно видимые нарушения осанки чаще всего локализуются в верхнеплечевом поясе: кривошея, опущение плеча, сутулость. Но достаточно часто первопричина нарушения осанки кроется в общей нестабильности позвоночника из-за разницы длины ног и перекоса таза. Организм на эту, иногда незначительную, разницу опоры тела кардинально меняет тонус корсетных и скелетных мышц для обеспечения равновесия тела в осевой нагрузке. Шейный отдел позвоночного столба и верхнеплечевой пояс лишь наиболее визуально «видимая» часть статодинамического дисбаланса опорно-двигательного аппарата ребенка. Необходимо также отметить, что тенденции к данному стереотипу нарушений осанки среди школьников год от года прогрессируют и проблему в рамках школьной программы по физической культуре, плановыми медицинскими осмотрами детей раз в году, а также стандартными методами лечебной физкультуры, назначениями корсетов, массажа не решить.

Запущенные по порочному кругу патологические изменения в опорно-двигательном аппарате ребенка, если не корректировать их на ранних этапах, формируют нарушение суммарного динамического баланса мышц антагонистов. Например, нарушение баланса сгибатели-разгибатели бедра в соотношении «туловище - ноги» приводит к мышечному дисбалансу и образованию сгибательной и приводящей контрактуры бедра, а далее к вынужденному изменению угла наклона таза вперед, затем к гиперлордозу поясничного отдела позвоночника. Только специалист при тщательном осмотре ребенка может определить, что стало причиной нарушения осанки. Часто незначительный дефект ПДС L5-S1 в виде смещения центрального положения диска или даже нарушения центрального положения пульпозного ядра диска рефлекторно нарушает вегетативную иннервацию и кровообращение тазобедренного сустава с развитием дисплазии. Дисплазия сустава ложно укорачивает длину ноги, перекашивается таз, а затем компенсаторно изменяется верхнеплечевой пояс с уже видимым дефектом осанки. Часто это смещение дисков и позвонков грудного и шейного отделов является одним из компенсаторных проявлений нестабильности позвоночника, а не результатом травмы. Это как видимый результат последующей патологической компенсации в опорно-двигательном аппарате ребенка. Поясничный гиперлордоз меняет угол наклона таза. Изменение естественного положения таза приводит к появлению «выпученного» живота, смещениям тазовых органов, застойным, а значит и воспалительным процессам, деформации положения и формы бедер, коленей, голеней, стоп, общей формы ног и мышечных рельефов. Ребенок с нарушенной осанкой нагибается, ходит и бегает своеобразно: «косит», «сутулится», «косолапит», «загребает» и т.д. Динамические движения в более яркой степени выявляют асимметрии ОДА. Именно динамические тесты информативны в диагностике нарушений осанки, нарушений пропорций тела и мышечно-суставного дисбаланса.

Боль при смещении позвонков, дисков может отсутствовать. Нередко смещение позвонков случайная находка при проведении рентгенографического исследования по поводу других заболеваний. А нарушение иннервации и кровообращения в поврежденном сегменте может быть значительным и определять развитие патологии осанки и внутренних органов. Проблема нарушения иннервации при дефектах ПДС в некоторых случаях способна маскироваться абсолютно под любое соматическое заболевание. Достаточно часто это определяет ошибки в диагностике и лечебной тактики.

Как травма в детском возрасте чаще всего наблюдается смещение шейных позвонков. Обычно смещение шейных позвонков у детей происходит на уровне C2-C3-С4. Это во многом связано с особенностями анатомии шейного отдела и амплитудных движений в шее при падениях. Смещение шейного позвонка, дисков, как и смещения в других отделах позвоночника, нарушает иннервацию сегмента и требуют устранения, чтобы не допустить последующих компенсаторных изменений осанки. Конечно, необходима настороженность возможности наличия врожденной патологии вещества межпозвоночных дисков, связочного аппарата позвоночника, тел позвонков (диспластический синдром), но статистически вероятность врожденных аномалий предположительно вероятна до 10-15 % клинических случаев нарушений осанки. Большая часть их проявляет своё «пусковое» действие нарушения осанки в раннем возрасте, но ортопеды и травматологи сталкиваются с первичным выявлением врожденных аномалий позвонков и у взрослых, когда нагрузка превышают уровень возможности сопротивления дефектных, но не критически измененных позвонков и ПДС. При смещении тел позвонков и дисков происходит уменьшение просвета спинномозгового канала и раздражение тканей оболочек спинного мозга, нервных рецепторов самого позвоночника и корешков. При этом могут развиваться различные неврологические симптомы, что определяется локализацией смещения. При смещении шейных позвонков у детей появляются жалобы чаще на головные боли и реже в шее, в руках. При этом головная боль может сочетаться с нарушениями чувствительности кожных покровов и слабостью силы мышц верхних конечностей, нестабильностью внутричерепного давления и кровообращения. Часто выставляется диагноз вегетативно дистонического синдрома без определения первопричины вегетативных проявлений и с проведением бесконечного лечения симптомов. При проблемах поясничных ПДС может наблюдаться снижение ахиллова и коленного рефлексов, изменение анатомии и функции нагружаемых суставов: голеностопного, тазобедренного и колена.

По стандартной схеме лечения при травме ребенку со смешением позвонков назначают нестероидные противовоспалительные средства, ношение корсета, новокаиновые блокады. По мере стихания признаков обострения, назначают проведение занятий лечебной физкультурой, массаж. Предполагается, что занятия физкультурой укрепляют мышцы спины и шеи, обеспечивают правильную осанку, особенно часто звучит рекомендация плаванья. Но, при не устраненном «пусковом» дефекте ПДС, врачи сталкиваются с временным улучшением осанки и последующего возврата к исходному состоянию, фиксацией патологического состояния и даже с последующим ухудшением клинической картины, что вызывает негативное отношение врачей к лечебным гимнастикам и рекомендации родителям искать решение проблемы у хирургов или зарубежных клиниках. Практический авторский опыт подтверждает высокую эффективность комплексного лечения нарушений осанки с использованием восстановления ПДС позвоночника с помощью щадящей мануальной терапии, вытяжек собственным весом, реабилитационных гимнастик. Мягкие методики исключают возможность дополнительного травмирования структур ПДС. Перед началом лечения рекомендуется полное обследование ребенка на предмет установления максимально точного диагноза нарушения ПДС. Во время компьютерной томографии и рентгеновского обследования возможно достоверное выявление врожденных аномалий, установление степени деструкции. Методики сочетающие мягкие техники мануальных приемов, вытяжек и элементы рефлексотерапии с последующим подбором индивидуальных восстановительных гимнастик дает выраженный лечебный эффект и стойкое восстановление осанки и здоровья ребёнка. Только наличие врожденной патологии межпозвоночных дисков, тел позвонков и при отсутствии эффекта при правильном консервативном лечении, является показанием к хирургическому вмешательству.

Многих проблем можно избежать, если изначально правильно организовать физическую тренировку ребенка, профилактику негативных последствий сидячего образа жизни детей, а лечение организовывать строго индивидуально исходя из истинной первопричины нарушения ОДА у конкретного ребенка.

В г. Запорожье Государственной санитарно-эпидемиологической службой с 2007 года поэтапно внедрены в практику рекомендации научно-практической работы («Программа») по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у школьников. Разработанный алгоритм включает дополнительные мероприятия по раннему выявлению нарушений осанки у детей, их коррекции средствами физического воспитания, профилактики у здоровых школьников специальными гимнастиками, консультации и обучение родителей и педагогов. Статистически подтверждена эффективность «Программы», так в течение 2 лет внедрения в типовой средней школе (СШ «Основа», наблюдаемая группа 496 детей) количество школьников с нарушениями осанки снизилась в 4 раза, сколиозом в 4,1 раза, плоскостопостью в 1,8 раза. Наиболее выраженные положительные изменения ОДА произошли в группе детей младшего школьного возраста (1- 4 классы). Так, в этой возрастной группе заболеваемость детей с нарушениями осанки уменьшилось в 7,6 раза (р≤0,01), сколиозом І ст. – в 6,3 раза (р≤0,05), плоскостопостью – в 2,5 раза (р≤0,001). Это определяет перспективную возрастную группу для влияния на проблему. Учитывая связь нарушений ОДА с формированием вертеброгенной группы заболеваний, проведен углубленный анализ динамики таких заболеваний. Установлено достоверное снижение заболеваемости болезнями костно-мышечной системы в 1,6 раза (р≤0,001), зрения в 1,6 рази (р≤0,05), эндокринной системы в 2,7 раза (р≤0,001).

Внедрение рекомендаций с 2009 г. в практику всех школ Орджоникидзевского района г. Запорожье (наблюдаемая группа 8 500 детей) реально снизило заболеваемость ДОДА с показателя заболеваемости на 1000 учащихся с 284,1 в 2009 году на 191,2 в 2012 году.

С 2011 года «Программа» внедрена во всех учебных и воспитательных заведениях г. Запорожье на основании официально утвержденных МОЗ Украины методических рекомендаций: «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (Методические рекомендации № 72.11 /217.11) и «ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА» (Методические рекомендации № 168.11 / 38.12) подготовленные на материалах Запорожской «Программы» и результатах её внедрения.   

Статистические результаты внедрения по итогам углубленных медицинских осмотров школьников г. Запорожье 2010-2012 годов имеют положительную тенденцию снижения показателя заболеваемости ДОДА с 231,4 в 2010 году до 194,3 в 2012 году. Согласно оценочным таблицам и графикам внедрения «Программы» в наблюдательный группе «школьники г. Запорожье» (58.838 школьников) за 2011/2012 г. имеют достоверно положительную тенденцию. Снижение заболеваемости ДОДА и увеличение группы «здоровые» на 9% . Удельный вес группы школьников «здоровые» увеличился с 39% в 2010 г. до 48% в 2012 г., а это дополнительно 5846 здоровых детей. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата школьников во время учебного процесса наряду с соблюдением гигиенических требований к расписанию уроков и качества проведения урока физкультуры является действенной мерой сохранения и укрепления здоровья детей. Внедрение «Программы» не требует дополнительных бюджетных средств, а только организационных мероприятий. Для достижения возможного положительного уровня эффекта (снижение заболеваемости ОДА школьников в 4 раза) внедрение профилактических мероприятий в образовательных учреждениях требует непосредственного проведения организационных мероприятий в каждой школе с активным вовлечением в проведение мероприятий родителей, педагогов, медицинских работников по примеру внедрения в СШ «Основа» г. Запорожье. В настоящий период организовывается внедрение «Программы» во всех школах Запорожской области.

Проблемы ОДА современных детей уже так очевидны, столь значительны, что необходимо обязательное проведение профилактических мероприятий в школах и дошкольных учреждениях. Необходимо активно привлекать родителей к участию в организации дополнительной физической тренировки детей дома, биомеханической коррекции осанки, профилактике нарушений осанки при выполнении домашних заданий и бытовых нагрузок. Если уже есть проблема ОДА, очень важно найти ее основную причину, чтобы целенаправленно разорвать порочный круг неправильной компенсаторной (саногенетической) ответной реакции нервной системы. При раннем выявлении дефектов ОДА вполне устранимы и последствия травм, и перенесенных заболеваний. Необходимо обеспечить активный ежемесячный осмотр детей до 12 лет родителями по специальной памятке осмотра. Обеспечить обязательное участие детского врача-ортопеда в ежегодных углубленных осмотрах детей, внеплановых осмотрах детей с подозрением на нарушения осанки выявленных по «Программе». Обеспечить понимание проблемы и соответствующую настороженность педиатров, преподавателей и тренеров. Очень важна профессиональная подготовка и повышение квалификации врачей-ортопедов, реабилитологов, преподавателей физкультуры по проблеме дефектов ОДА у современных детей.

Занимающимся указанной проблемой специалистам, родителям авторы Запорожской «Программы» по электронному запросу на E-mail: vorobjov11@gmail.com; E-mail: timoschencko.alek@yandex.ua готовы бесплатно предоставить необходимые электронные материалы по «Программе», комплексы профилактических гимнастик.

Координаты авторов «Программы»:

Воробьёв Александр Федорович,

врач-гигиенист, директор Запорожского областного лабораторного центра Госсанэпидслужбы Украины. 69037, г. Запорожье, ул. Рекордная, 27 тел/факс: 283-17-03, раб. тел.: 283-17-13. E-mail: vorobjov11@gmail.com

Врач-консультант ЛДЦ «Аура» ул. Комсомольская, 23

тел/факс: 8(0612) 224-40-59

Тимошенко Александр Евгеньевич,

врач хирург-ортопед ЦКБ №4 г. Запорожье, раб. тел.: 222-46-52

E-mail: timoschencko.alek@yandex.ua

29/12/2014


Архів по роках: 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017

Прес-службаІсторіяЛабораторний центрДокументиНаукові матеріалиПублічна інформація
Copyright © iC