"Действительно
ли "здоровые города" способны изменить жизнь к лучшему?" – таков
главный вопрос, которым задаются авторы специального приложения к журналу
Health Promotion International. Посвященное анализу примеров межсекторального стратегического
руководства в интересах здоровья и социальной справедливости в европейских
городах, настоящее приложение содержит целый ряд критических коллегиально
отрецензированных аналитических статей и размышлений, которые опираются на
процесс пятилетней оценки, охватывающей данные из 99 городов со всего
Европейского региона ВОЗ.
Основные результаты говорят о позитивном воздействии
подходов, направленных на развитие здоровых городов, на целый ряд проблемных
вопросов общественного здравоохранения. Особо отмечается эффективность этих
подходов:
в воплощении политики в конкретные действия – Европейская
сеть ВОЗ "Здоровые города" служит "живой лабораторией" для
апробации стратегических обязательств стран, в которых расположены города –
члены сети, в области реализации политики здравоохранения;
в решении проблемы несправедливых различий в отношении
здоровья – Вопросы обеспечения справедливости в отношении здоровья не только
являются предметом значительной озабоченности государств-членов ВОЗ и городов –
участников Европейской сети ВОЗ "Здоровые города", но также находятся
в самом центре внимания политики и мероприятий по институциональному развитию в
городах-членах;
во внедрении новой системы стратегического руководства –
Формальное признание стратегического руководства в качестве критически важного
движущего фактора развития здравоохранения на всех уровнях общества и системы
государственного управления, а также обязательства по принятию конкретных мер в
этой области были успешно осуществлены в условиях городов по всему Европейскому
региону ВОЗ;
в принятии инновационных мер – Европейская сеть ВОЗ
"Здоровые города" и национальные сети опираются на принципы
справедливости и стратегического руководства в интересах здоровья в процессе
разработки инновационных подходов к формированию политики при участии широкого
круга представителей различных секторов, к повышению справедливости в отношении
здоровья, оценке воздействия на здоровье, работе с детерминантами здоровья и к
проведению вмешательств по изменению образа жизни, обеспечению здорового
старения, городскому планированию и созданию более доступной поддерживающей
среды для укрепления здоровья.
Европейская сеть ВОЗ
"Здоровые города"
"Здоровый город" – это не просто город,
обеспечивший определенный уровень здоровья своего населения, а скорее город,
осознающий важность здоровья и повышения справедливости в отношении здоровья и
стремящийся улучшить оба эти показателя (Hancock and Duhl, 1988).
С момента официального начала своей деятельности 27 лет тому
назад Европейская сеть ВОЗ "Здоровые города" работает на основе
проверенных временем ценностей и принципов. Городам, желающим присоединиться к
Сети, необходимо продемонстрировать соответствие целому ряду "требований к
потенциальным участникам". Развитие деятельности Сети осуществляется в
рамках пятилетних циклов или фаз, для которых формулируются конкретные цели и
задачи, а также устанавливается ряд постоянных величин – ценностей и принципов,
изначально лежащих в основе подхода, направленного на развитие здоровых
городов.
В настоящее время Сеть действует в рамках фазы VI, и ее
очередное ежегодное совещание пройдет 24–26 июня 2015 г. в Куопио, Финляндия.
Компоненты успешных
программ укрепления здоровья для городов
Органы местного самоуправления все чаще выходят за рамки
обычных вмешательств по изменению образа жизни, переходя к реализации мер
политики и программ, охватывающих вопросы устойчивого развития, городского
планирования и социальной справедливости. Эти подходы требуют участия и
приверженности многочисленных секторов государственной политики, равно как и
гражданского общества, и в результате их применения формируются прочные
партнерства в интересах здорового развития.
Переход к сложным связанным со здоровьем сферам станет
возможным только тогда, когда города со всех уголков Европы будут связаны друг
с другом, и будут служить источниками вдохновения и образцами эффективной
работы друг для друга при поддержке Сети.
Органы местного самоуправления сводят воедино фактические
данные о социальных детерминантах здоровья, стратегическом руководстве и
социальной справедливости и формулируют перспективное видение и стратегии,
которые обеспечивают вопросам здоровья прочное место в политике всех секторов,
что зачастую даже не афишируется.
Органы местного самоуправления ощущают на себе последствия
глобального экономического спада и часто вынуждены проводить политику строгой
экономии. Однако они остаются приверженными реализации более масштабных межсекторальных
стратегий в интересах здоровья, признавая тот важный вклад, который местные
сообщества и другие заинтересованные стороны на местном уровне могут внести в
дело здорового развития. 25/06/2015 08:57 |