Среди
факторов внешней среды, постоянно воздействующих на здоровье человека, есть
постоянный и невидимый, к которому до сих пор относятся без достаточного
внимания, - электромагнитное излучение. На протяжении всей жизни человек
подвергается воздействию электромагнитных полей и излучений, которые являются
как природными, так и техногенно обусловленными факторами.
Среди естественных электромагнитных полей выделяют
три основные составляющие: геомагнитное поле Земли, электростатическое поле
Земли, переменные электромагнитные поля в диапазоне частот от 10-3 до 1012 Гц.
Значение постоянного геомагнитного поля земли изменяется на поверхности планеты
в широких пределах: от 26 мкТл в районе Рио-де-Жанейро до 68 мкТл вблизи
географических полюсов и имеет максимальную напряженность в районе Курской
магнитной аномалии - 190 мкТл.
На основное магнитное поле Земли наложено
переменное магнитное поле, связанное с токами, текущими в ионосфере и
магнитосфере, их составляющая не превышает 4-5 % основного геомагнитного
поля. Геомагнитное поле претерпевает колебания с периодами от долей секунд до
столетий. Во время возмущений (магнитных бурь) отмечаются микропульсации поля.
Магнитные бури являются результатом солнечных вспышек и изменения
соответственного спектра солнечного излучения, достигающего Земли. Геомагнитные
возмущения и магнитные бури оказывают десинхронирующее влияние на биологические
ритмы всех органов и систем и являются фактором риска обострения хронической
патологии и развития острых заболеваний.
Техногенная составляющая фона электромагнитного
излучения существенно изменяет плотность естественного магнитного поля Земли,
повышая его на некоторых территориях от 4 до 7 порядков. Среди промышленных
излучений (полей) значимую часть занимают излучения радиочастотного диапазона с
частотой от 3 до 3·1012 Гц. Источники электромагнитного излучения (ЭМИ) -
это средства радиотрансляции, телепередающие станции, линии электропередач,
транспорт на электроприводе, офисная и бытовая электротехника, СВЧ-печи, радио
- и сотовые телефоны, видеодисплейные терминалы, в том числе и мониторы
персональных компьютеров. Плотность техногенных электромагнитных полей (ЭМП)
сегодня велика, что привело к формированию понятия об электромагнитном
загрязнении окружающей среды.
Единой теории о механизме воздействия ЭМП на
организм человека и животных пока нет. Установлено, что к биофизическим
механизмам влияния постоянных и переменных магнитных полей относится магнитная
индукция, возникающая посредством электродинамического взаимодействия с
подвижными электролитами. ЭМП влияют на движущиеся носители ионных зарядов, образуя,
таким образом, индуцированные электрические поля и токи. Кроме того, ЭМП индуцируют
токи Фарадея в живых тканях, приводят к образованию свободных радикалов,
искажают свободную передачу энергии связанным ионам на поверхности клеток.
При действии ЭМП кислород в тканях организма
меняет свою функцию, а вода - степень поляризации и свои свойства как
растворителя, что приводит к нарушению межклеточных связей, изменению структуры
клеточных мембран, ДНК и реакции аминокислот, к нарушению протекания ионных
метаболических реакций и т.д. Организм человека и животных весьма чувствителен к
воздействию ЭМИ радиочастот. К критическим органам и системам относятся ЦНС,
глаза, гонады, кроветворная система, причем перечень повреждающего действия ЭМИ
на человека все время возрастает. Так, например, проведение
социально-гигиенического мониторинга у школьников, проживающих на территории,
прилегающей к мощному радиотелецентру, показало, что у них чаще выявляются
нарушения показателей физического и полового развития, функциональные
отклонения со стороны нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной системы.
В экспериментах показано, что воздействие ЭМП
промышленной частоты на крыс приводит к развитию лейкопении, снижению
фагоцитарной активности моноцитов, изменению ферментативной активности клеток
красной и белой крови, а воздействие ЭМИ диапазона частот сотовой связи не
только влияет на показатели иммунной системы, но и приводит к морфологическим
изменениям в нервной системе, что существенно изменяет поведение животных,
приводя к неадекватным реакциям. Воздействие ЭМП на эмбрионы животных приводило
к их гибели или возникновению пороков развития.
Одним из наиболее распространенных источников ЭМИ
является персональный компьютер (ПК). Как свидетельствуют гигиенические
исследования, мониторы на основе электронно-лучевой трубки являются источниками
ЭМИ радиочастотного диапазона, электростатического поля, мягкого
рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Негативное влияние
ЭМП компьютеров подтверждено целым рядом научных работ.
Так, например, показано, что под действием ЭМП ПК
изменяется минеральный обмен, что отражается на экскреции с мочой железа,
кальция, фосфора, магния, алюминия, бария, хрома, калия, марганца, серы и др.
Это в свою очередь меняет потребности организма в макро- и микроэлементах. В
период восстановления после работы на компьютере у школьников тормозятся
процессы запоминания и обучения: так, у школьников 9 лет после 10 минут работы
на компьютере отмечено снижение оперативной памяти в среднем на 20 % и
нарушение во взаимодействии между правым и левым полушарием на 12-15 %.
У профессиональных пользователей ПК достоверно
чаще встречаются вегетососудистая дистония, изменение церебральной гемодинамики
по данным реоэнцефалографии, дисбаланс лейкоцитарной формулы, заболевания
нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др. У женщин, более 20 часов в
неделю пользующихся компьютерными терминалами, риск выкидыша выше на 80 %.
Использование ПК сегодня не имеет возрастных ограничений, и пользователи,
особенно дети, не ограничивают себя во времени, хотя допустимое время работы за
ПК для здорового школьника составляет в среднем 20 минут. Кроме того, по данным
гигиенических мониторингов, в школах полностью соответствуют гигиеническим
стандартам лишь 15-20 % персональных компьютеров. Использование ПК при
обучении в Украине регламентировано СанПиН 5.5.6.009-98 «Устройство и
оборудование кабинетов компьютерной техники в учебных заведениях, и режим
работы учеников на персональных компьютерах».
Системы защиты от ЭМИ делятся на пассивные:
ограничение времени воздействия, защита расстоянием, рациональное размещение
источников ЭМИ в помещении, выделение зон излучения - и активные: экранирование
источника излучения, экранирование рабочего места, применение средств
индивидуальной защиты. Но главное, необходимо понимать, что основным средством защиты
и профилактики от повреждающего действия ЭМИ является культура использования
бытовых и технических средств электромагнитного излучения.
Специалисты Санкт-Петербургской медицинской
академии последипломного образования провели изучение образа жизни у 444
школьников Петербурга.
Данные их
опроса показали (табл. 1) что, начиная с 1-го класса, примерно одна треть
опрошенных проводит у компьютера, в среднем 1-2 часа в день, к 5-му классу у
части детей (до 15 %) это время значительно возрастает, до 3-5 часов в
день. При этом примерно 40 % опрошенных, начиная с 10-летнего возраста, проводят
за компьютером от 1 до 5 часов в день. По итогам корреляционного анализа
отмечено, что мальчики являются более
частыми пользователями компьютера, чем девочки. Длительное время нахождения у
компьютера обусловливает более высокие показатели веса у активных пользователей
вне зависимости от пола, что приводит к более высокому значению индекса массы
тела. Возрастание веса у пользователей компьютера обусловлено как снижением двигательной
активности, так и тем, что эта группа детей более регулярно питается, и, в том
числе, чаще употребляет горячую пищу.
Ранговая корреляция не выявила различий во
времени, проводимом за компьютером, среди учащихся 9-х и 11-х классов.
Таблица 1
Количество времени, проводимого за компьютером
после окончания уроков школьниками различного возраста
Класс
|
Не пользуются
|
До 1 часа
|
1-2 часа
|
3-5 часов
|
Более 5 часов
|
1-й
|
53 %
|
11 %
|
36 %
|
-
|
-
|
5-й
|
40 %
|
24 %
|
24 %
|
12 %
|
-
|
9-й
|
28 %
|
16 %
|
36 %
|
15 %
|
5 %
|
11-й
|
32 %
|
24 %
|
30 %
|
9 %
|
5 %
|
Время, проводимое за просмотром телепередач, вне
зависимости от возраста, остается примерно одинаковым (табл. 2).
Таблица 2
Количество времени, проводимого школьниками
различного возраста за просмотром телепередач
Класс
|
Не смотрят
|
До 1 часа
|
1- 2 часа
|
3- 5 часов
|
более 5 часов
|
1-й
|
2 %
|
32 %
|
48 %
|
18 %
|
-
|
5-й
|
2 %
|
20 %
|
42 %
|
26 %
|
10 %
|
9-й
|
4 %
|
14 %
|
45 %
|
31 %
|
6 %
|
11-й
|
3 %
|
24 %
|
51 %
|
17 %
|
5 %
|
Так, 1-2 часа в день у телевизора поводит половина
опрошенных, от 3 до 5 часов у экрана телевизора находится до трети опрошенных,
и от 5 до 10 % детей тратят более 5 часов в день на просмотр телепередач.
К 11-му классу доля детей с длительным временем нахождения у телевизора
сокращается с 31% в 9-м классе до 17% соответственно.
Если суммировать время, проведенное за компьютером
и экраном телевизора, то количество детей, находящихся под действием
электромагнитного излучения более 4 часов в день, составит от 80 до 90 % .
При оценке качества жизни установлено, что у
детей, более 3 часов в день проводящих у компьютера, сильнее выражены
поведенческие проблемы. Кроме того, длительное нахождение у компьютера, как
показали данные опросника, позволяют себе дети, к которым ослаблено семейное
внимание. У детей, длительно находящихся у компьютера, снижена физическая активность,
за счет этого у них отмечаются более высокие значения веса тела и индекса массы
тела.
Данные оценки качества жизни подтвердили
негативное влияние этого фактора. Так,
отмечено достоверно значимое снижение показателя жизнеспособности у группы
детей с длительным времяпровождением у компьютера.
Результаты опроса выявили достоверно значимое
негативное влияние длительного времени просмотра телепередач на общее здоровье,
у детей, уделяющих 3 часа в день и более просмотру телепередач. Кроме того,
отмечается негативное влияние и на показатели социального функционирования и
психологического здоровья.
Таким образом, с позиций доказательной медицины,
исследование выявило существенное негативное влияние источников
электромагнитного излучения на поведение, общее здоровье и жизнеспособность
детей вне зависимости от их общего состояния здоровья. Разумное дозирование
времени, проводимого детьми за мониторами ПК и экранами телевизоров, позволит
значимо повысить резервы общего здоровья и жизнеспособности.
Обзор подготовил
Костенецкий
Михаил Ильич,
заведующий радиологической лабораторией с
определением физических факторов ГУ «Запорожский областной лабораторный Центр
Госсанэпидслужбы Украины»,
кандидат медицинских наук 25/01/2014 13:30 |